МКОУ
СОШ №2 с. Князе-Волконское — 1 и МКОУ СОШ
с. Таежное
Программа
формирования универсальных учебных
действий
формирования
универсальных учебных действий:
обеспечение
системного
подхода к
формированию метапредметных
умений средствами УМК,
используемых в данных
МКОУ СОШ
Задачи
программы:
Программа
формирования универсальных
учебных действий данных
МКОУ СОШ разработана
в соответствии с требованиями
Примерной основной образовательной
программы основного
общего образования к структуре
программы универсальных
учебных действий и является
структурной частью Основной
образовательной программы
основного общего
образования данных
МКОУ СОШ. Программа
соответствует основным принципам
государственной политики РФ
в области образования,
изложенным в Законе Российской
Федерации “Об образовании”.
Данная программа создана на
основе нормативных документов:
Закона «Об образовании»,
Примерной программы формирования
УУД. В её нове лежит
анализ деятельности данных
образовательных
учреждений с
учетом их
возможностей.
В
широком значении «универсальные
учебные действия» – саморазвитие и
самосовершенствование путем
сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
В
более узком «универсальные учебные
действия» (УУД) – это совокупность
действий учащегося, обеспечивающих
его культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность,
способность к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая
организацию этого процесса.
УУД
обеспечивают способность учащегося
к саморазвитию и самосовершенствованию
посредством сознательного и активного
присвоения нового социального опыта.
Формирование УУД – это надежный путь
кардинального повышения качества
образования.
Универсальные
учебные действия:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Характеристики
личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных
действий обучающихся
1.Создание
условий для саморазвития и самореализации
личности
- готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться,
- формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,
- развитие высокой социальной и профессиональной мобильности.
2.Регуляция
учебной деятельности
- принятие и постановка учебных целей и задач,
- поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,
- контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
3.
Обеспечение успешности обучения
- формирование целостной картины мира
- формирование компетентностей в любой предметной области познания
- усвоения знаний, умений и навыков
Виды
универсальных учебных действий
В
процессе обучения, кроме привычных
предметных учебных действий, формируются
следующие блоки УУД:
- Познавательные УУД.
- Личностные УУД
- Коммуникативные УУД.
- Регулятивные УУД.
Личностные
УУД
- действие смыслообразования (интерес, мотивация);
- действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
- формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
- формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
- эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- формирование желания выполнять учебные действия;
- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
В сфере
личностных УУД будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника;
- личностная мотивация учебной деятельности;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Познавательные
УУД
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные
логические действия
- имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
- составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
В сфере
развития познавательных УУД ученики
научатся:
- использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
- овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач.
Коммуникативные
УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- формирование умения работать в парах и малых группах;
- формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В сфере
коммуникативных УУД ученики смогут
- учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
- адекватно передавать информацию;
- отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные
УУД
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
В
сфере регулятивных УУД ученики смогут
овладеть
всеми типами учебных действий, включая
способность принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем
плане, контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
Планируемые
уровни сформированности УУД у
обучающихся
Компоненты
|
Уровни
каждого компонента УУД
|
Результаты
сформированности каждого компонента
УУД
|
Информационный
|
Базовый
|
Умеет
читать вслух и про себя тексты
учебников, других художественных и
научно-популярных книг, извлекать
из текста информацию в соответствии
с коммуникативной задачей. Умеет
использовать речь для регуляции
своего действия.
|
Продвинутый
|
Умеет
задавать вопросы; строить понятные
для партнера высказывания, учитывающие,
что партнер знает и видит, а что нет.
Умеет оформлять свои мысли в устной
им письменной форме с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций.
Критично относится к своему мнению.
Умеет
задавать вопросы; строить понятные
для партнера высказывания, учитывающие,
что партнер знает и видит, а что нет.
Умеет оформлять свои мысли в устной
им письменной форме с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций.
Критично относится к своему мнению.
Умеет
задавать вопросы; строить понятные
для партнера высказывания, учитывающие,
что партнер знает и видит, а что нет.
Умеет оформлять свои мысли в устной
им письменной форме с учетом своих
учебных и жизненных речевых ситуаций.
Критично относится к своему мнению.
|
|
Деятельностный
|
Базовый
|
Умеет
участвовать диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки.
Умеет отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения
с помощью фактов и дополнительных
сведений. Может допускать возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих
с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и
взаимодействии.
Умеет
участвовать диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки.
Умеет отстаивать свою точку зрения,
соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения
с помощью фактов и дополнительных
сведений. Может допускать возможность
существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих
с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и
взаимодействии.
|
Продвинутый
|
Умеет
учитывать разные мнения и стремится
к координации различных позиций в
сотрудничестве. Умеет договариваться
и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов.
Умеет контролировать действия
партнера.
Умеет
учитывать разные мнения и стремится
к координации различных позиций в
сотрудничестве. Умеет договариваться
и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов.
Умеет контролировать действия
партнера.
|
|
Творческий
|
Базовый
|
Умеет
адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач, строить
сложные монологические высказывания,
владеет диалогической речью. выполняя
различные роли в группе, умеет
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
Умеет
адекватно использовать речевые
средства для решения различных
коммуникативных задач, строить
сложные монологические высказывания,
владеет диалогической речью. выполняя
различные роли в группе, умеет
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
|
Продвинутый
|
Умеет
адекватно использовать все
коммуникативные средства для решения
различных коммуникативных задач,
строить монологические высказывания
(в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой). Владеет
диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного
взаимодействия. Умеет выполнять
логические действия абстрагирования,
сравнения, нахождения общих
закономерностей, анализа, синтеза;
осущесвтлять эвристические действия;
выбирать стратегию решения; строить
и проверять элементарные гипотезы.
Умеет
адекватно использовать все
коммуникативные средства для решения
различных коммуникативных задач,
строить монологические высказывания
(в том числе сопровождая его
аудиовизуальной поддержкой). Владеет
диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного
взаимодействия. Умеет выполнять
логические действия абстрагирования,
сравнения, нахождения общих
закономерностей, анализа, синтеза;
осуществлять эвристические действия;
выбирать стратегию решения; строить
и проверять элементарные гипотезы.
|
ПРОГРАММА
ФОРМИРОВАНИЯ УУД
№
|
Компоненты
образовательной среды, участвующие
в формировании УУД (дисциплины, курсы
по выбору и др.)
|
Дисциплины/Курсы/полугодия
обучения
|
|||||||||
5 класс
|
6 класс
|
7 класс
|
8 класс
|
9 класс
|
|||||||
1.
|
1 пол.
|
2 пол.
|
1 пол.
|
2
пол.
|
1 пол.
|
2 пол.
|
1
пол
|
2 пол.
|
1 пол.
|
2 пол.
|
|
2.
|
Народный
фольклор как психологическая
комфортность человека
|
+ |
+ |
+ |
|||||||
3.
|
Рацион питания и регуляция веса
|
+
|
+ |
||||||||
4.
|
Исследование численности Амурского тигра в данном регионе. |
+ |
|||||||||
5.
|
Влияние миграции на здоровье человека. |
+ |
|||||||||
6.
|
Памятка "Формирование смыслового чтения на уроках"
|
+ |
+ |
||||||||
7.
|
Моя семья. |
+ |
+
|
||||||||
8.
|
Путешествия.
|
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||
9.
|
Исторический детектив.
|
+ |
+ |
||||||||
10.
|
Разрушители мифов. |
+
|
+
|
Спасибо! Работа принята. Надеемся, Ваши проекты будут интересны и школьникам и Вашим коллегам. Возможно, какие -то из них станут сетевыми. Успехов в работе!
ОтветитьУдалить