четверг, 27 июня 2013 г.

Рабочая программа


«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы_______ Е.Г. Гулевич



Рабочая программа по русскому языку 5 класс МКОУ СОШ с. Таежное Хабаровского муниципального района



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА







Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по русского языку, авторской Программы по русскому языку В. В. Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной. В программе для 5 класса предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.



1 Б а б а й ц е в а В. В., Ч е с н о к о в а Л. Д. Русский язык.

Теория. 5—9 классы.

Русский язык. Практика. 5 класс / под ред. А. Ю. Купаловой.



Н и к и т и н а Е. И. Русский язык. Русская речь. 5 класс.



Г л а в ными ц е л ями изучения предмета «Русский язык» в 5 классе являются: воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осознание его эстетической ценности; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и уни-

версальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов идругих источников, включая СМИ и Интернет, осуществлять информационную переработку текста и др.);


Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса «Русский язык» в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе к о м п е т е н т н о с т н о г о п о д х о д а, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 5 класса.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фак-

тов; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, ввзаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.



Эти цели предполагают формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком смысле этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике, воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.



Требования к результатам изучения предмета

«Русский язык» в 5 классе

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
    аудирование и чтение: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ); соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в про-

цессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая

нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным

предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);



Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;



3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и

её основные разделы;

4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в

своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;



5) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),

6) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;



Место курса «Русский язык» в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 175 ч,

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

I. Система языка

5 КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Роль языка в жизни общества.

Вводный курс

Орфография.

Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне слова, в при-

ставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких соглас-

ных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в

корне слова.

МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Морфологические признаки су-

ществительного. Склонение. Имена существительные собст-

венные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем су-

ществительным.

Морфологические признаки прилагательных.

Правописание безударных гласных в окончаниях имён

прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее,

настоящее и будущее время. Спряжение глагола.

Правописание гласных перед суффиксом -л- и в оконча-

ниях глаголов.

Буква ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

Глаголы с -тся и -ться.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наречий по спи-

ску.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные

мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? ка-

кой? и др. Неопределённые кто-то, что-либо, какой-либо,

кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами.

Дефис в неопределённых местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздель-

ное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в

сложных предложениях.

Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их зна-

чение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Ин-

тонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклица-

тельные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым (при их выраже-

нии именем существительным в именительном падеже).

Второстепенные члены предложения (определение, до-

полнение, обстоятельство).

Словосочетание. Подчинительные и сочинительные сло-

восочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее сло-

во перед однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными члена-

ми (соединёнными только интонацией, одиночными союза-

ми и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщаю-

щим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями.

Знаки препинания в предложениях с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на

уверенность или неуверенность говорящего по отношению

к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение.

Сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения.

Сложные бессоюзные предложения.

Запятая между частями сложного предложения.

Предложения с прямой речью (прямая речь после слов ав-

тора и перед ними).

Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в ука-

занных выше случаях). Оформление диалога на письме.

Основной курс

Понятие о литературном языке.

Литературный язык — основа русского национального

языка. Нормы литературного языка: произносительные (ор-

фоэпические), морфологические, синтаксические, стилисти-

ческие, орфографические, пунктуационные и др.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. ОРФОЭПИЯ

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит.

Элементы фонетической транскрипции.

Гласные и согласные звуки.

Слог.

Правила переноса слов.

Ударение, его особенности в русском языке. Гласные

ударные и безударные.

Выразительные средства фонетики.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные.

Шипящие согласные.

Правописание парных звонких и глухих согласных на

конце и в середине слов перед согласными.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.

Значение букв е, ё, ю, я.

Правописание разделительных ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце

слов.

Правописание гласных и и ы после ц.

Орфографический словарь.

Основные нормы литературного произношения. Допусти-

мые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический сло-

варь.



МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

Понятие о морфемике. Морфема — минимальная

значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень

слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суф-

фиксы.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Словообразование. Основные способы образования слов.

Богатство словообразовательной системы русского языка.

Элементы этимологического анализа слова.

Выразительные средства морфемики и словообразования.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок. Правописание без-

ударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных а — о.

Правописание корней с чередованием гласных е — и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).

Правописание приставок роз- (рос-) — раз- (рас-).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на соглас-

ный.

Правописание приставок при- и пре-.

Словообразовательные и этимологические словари рус-

ского языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел

науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Сло-

варное богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Основные способы его толко-

вания.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Основания для пе-

реноса значения.

Изобразительные средства языка, основанные на употреб-

лении слова в переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая

роль синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных).

Словари синонимов и антонимов.

Историческая изменчивость словарного состава языка.

Образование новых слов и заимствование как основные пути

пополнения словарного состава языка.

Старославянизмы. Их стилистические функции.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные при-

чины заимствования слов. Основные языки-источники лек-

сических заимствований в русском языке. Оценка речи с

точки зрения целесообразности и уместности использования

иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использо-

вание.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины по-

явления устаревших слов и неологизмов в процессе развития

языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы.

Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы.

Наблюдение за использованием устаревших слов и неологиз-

мов в текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книж-

ные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой

речи с точки зрения уместности использования стилистиче-

ски окрашенной лексики в различных ситуациях речевого

общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного

употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жарго-

низмы. Неоправданное расширение сферы употребления

жаргонизмов в разговорной речи.

Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний

слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Вы-

разительность фразеологизмов.

ПОВТОРЕНИЕ



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС1

Введение

урока
Тема урока
Вновь вводимые понятия
Планируемые результаты
Обратная связь
предметные
метапредметные
личностные

























1 комментарий: